МБОУ СШ №3
г. Вилючинск, Камчатский край
  • Функциональная грамотность

    Что такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,

    необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    - осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    - вступать в открытое, уважительное и эффективное

    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях

    развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. 

    Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.

    При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

    С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/;

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti.

    Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы


    Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы


    Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы


    Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы


    Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы 


    Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

    Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных №04-238 от 22.03.2021 "Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Письмо Минпросвещения России №ТВ-94/04 от 26.01.2021 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

    Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

    Банк заданий Министерства просвещения Российской Федерации 

    Банк заданий ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

    Банк заданий и рекомендованных интернет-ресурсов по оценке функциональной грамотности

    Банк заданий по функциональной грамотности

    Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    Открытые задания PISA

    Примеры тестовых заданий международного исследования PISA 

    Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    Материалы по функциональной грамотности

    Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования

    Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)

    Национальные и международные исследования качества

    ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

    ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности ​

    Интенсив ЯУчитель 3.0 ​

    Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности 

    Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) ​

    Тест «Цифровые компетенции педагога»

    Методические материалы по функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике